Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь своего развития. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей, основными целями которых были формирование потребительской культуры, оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров.

В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона РФ "О защите прав потребителей". Положениями настоящего Закона закрепляются важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне.

К сожалению, потребители часто не знают своих прав, что позволяет недобросовестным продавцам и исполнителям нарушать их снова и снова. Так, самое важное право покупателя – это право на получение информации о приобретаемых товарах, оказываемых услугах,  и о реализующих их продавцах и  исполнителях. Также в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору. При приобретении товара ненадлежащего качества покупатель в соответствии со ст. 18 Закона вправе по своему выбору предъявлять к продавцу одно из следующих требований:1) замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); 2)  замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; 3) потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; 4) потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; 5) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Практически ежедневно специалисты территориального отдела сталкиваются с нарушениями продавцами прав покупателей, приобретших некачественные товары, в том числе технически сложные (автомобили, мотоприцепы, часы, инструменты электрифицированные, телефоны, телевизоры, холодильники и пр.). Покупателям необходимо помнить, что Вы вправе до истечения пятнадцати дней после покупки технически сложного товара требовать вернуть Вам денежные средства либо произвести замену товара на аналогичный товар с соответствующим перерасчетом покупной цены. Продавец обязан принять товар у покупателя и в случае необходимости провести проверку качества товара, сроки проведения которой зависят от вида требования, заявленного потребителем (если заявлен возврат денежных средств – 10 дней, если обмен товара – 20 дней). Если же пятнадцать дней после покупки уже истекли, но гарантийный срок продолжает длиться,  продавец обязан направить товар в сервисный центр для проведения гарантийного ремонта, сроки проведения которого не должны превышать 45 дней. При нарушении сроков проведения ремонта либо установления факта наличия в товаре существенного недостатка, который невозможно устранить, продавец обязан вернуть деньги либо произвести замену товара. Также необходимо помнить, что все претензии к продавцу по качеству товара лучше предъявлять в письменном виде, что упрощает процесс доказывания при возникновении спорных ситуаций в судебном порядке.

В связи с вышеизложенным в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по РБ в Северобайкальском районе продолжает работу телефонная «горячая линия» по предоставлению потребителю информации в виде консультаций по вопросам продажи товаров, защиты прав потребителей в сферах оказания финансовых, коммунальных и иных услуг. Консультации Вы можете получить по телефону 2-37-51.

 

Главный специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по

РБ в Северобайкальском районе Билявская С. Н.